Как научить ребенка играть самостоятельно?
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Журнал « Аистенок» 2005, №3
«Я ИГРАЮ САМ».
«Растем играя : от 0 до 5».
Как приучить ребенка играть одному.
Мечта любой мамы : ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.
Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями и самими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли он вообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересует родителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.
По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи и психоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игру даже самого маленького ребенка можно определить уровень его познавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи, внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можно определить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение, переключать внимание и многое другое.
В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.
1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни в среду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовь и ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нет потребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторые манипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые он совершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальца или кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которую дала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть – хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею, пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы, а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельность на первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежные взаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этим миром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им в этом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимо для его психического развития, оставаться одному, на несколько минут – от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимо побыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже может удерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некоторое время посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которые можно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когда ребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постоянно находиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена (игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый может оставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуально подходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем, хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всеми присущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или просто голоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно очень постепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, не утомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного в комнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это может развить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» за взрослых.
На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, и он уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно уже сидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят. Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развития различных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомыми людьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме эти страхи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остваться одни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычной для ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, если ребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок в этом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношения любви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести в свою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку. Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми. Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные» личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизни материнской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт при долгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малыши выражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживают чувство времени. То, что для взрослого может означать «несколько минут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекать только дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносят отсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом не звать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы таких детей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, а выражаются позже, примерно к двум — трем годам. Внимательные матери могут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются при поступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое «спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать в одиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций. Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так как развитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый год жизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезных психических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить то время, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.
2. У младенцев второго года жизни – больше развита моторика- ходьба, двигательные навыки , ярче интерес к жизни и самостоятельности. Многие матери ощущают этот возраст как не самый легкий в развитии ребенка. Малыш всем интересуется, он активно стремится познавать жизнь и не всегда принимает ограничения со стороны взрослых. Безопасность ребенка здесь важнее всего. Время, которое ребенок этого возраста может оставаться сам с собой без присутствия взрослых уже может варьироваться от 15 до 20 минут. В песочнице он можеть быть занят игрой с другими детьми и более длительное время, изредка оборачиваясь и проверяя, где его мама. В этом возрасте ребенок учится регулировать свою агрессию, активно ее выражает. Многие родители чувствуют, что их маленький крошка изменился, стал строптивым. Для многих матерей это является поистине испытанием.
Матери важно помнить, что развитию самостоятельности ребенка способствует то факт, когда она внутренне может «отпустить» своего ребенка. Тревожная мать, которая не оставляет ребенка одного даже на незначительное время , не способствует его развитию, а тормозит его.
3. Ребенок третьего года жизни уже знает много слов, общается со взрослыми, активно манипулирует предметами. Развивается его мышление и речь, навыки по уходу за собой и т.д. Такой ребенок уже активно стремится к самостоятельности, развивается его интерес к настольным играм и первые навыки ролевой игры. В ролевые игры ребенок, возможно, еще не может играть сам, и его нужно учить этому — показывать ему приемы игры и самим играть со своим ребенком. Многие родители также обнаруживают сложности в способности «просто играть». Они пускаются в пространные объяснения, а ребенку интересна сама игра. В настольные игры ребенок третьего года жизни уже может играть до получаса самостоятельно. Только состояние нездоровья может вернуть его на некоторое время в состояние цепляния за мать. Нормой этого возраста является умение на некоторое время оставаться одному (при условии нахождения матери неподалеку). Здесь родители могут активно поощрять самостоятельные занятия ребенка, хвалить его за это, дарить ему маленькие сувениры за то, что он смог дождаться маму и некоторое время побыть один.
4. Ребенок четвертого года жизни уже значительно самостоятельнее трехлетнего малыша. Он уже умеет занять себя игрой и остаться один более продолжительное время, даже когда мать занята своми делами или из дома. В детском саду такие дети спокойны и принимают игру сверстников. Как правило , это активные подвижные игры, настольные игры, элементы игр с правилами и постепенно развивающиеся ролевые игры.
5. Дети пятого года жизни часто и подолгу могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. В это время напрасно просить их зайти домой покушать, они скорее предпочтут перекусить что-то прямо на улице, не прерывая игру. Обычно это ролевые игры и игры, где дети сами устанавливают правила, и подвижные игры. Они настойчиво отстаивают правильность или неправильность действий того или иного игрока, вводят штрафы за неиспонение правил и т.д. В этом возрасте дети упоительно играют. Настольные самостоятельные игры детей родителям важно стимулировать в вечернее время, так как они способствуют снятию напряжения, накопленного за целый день и постепенной подготовке ко сну.
Чтобы начить своего ребенка играть самостоятельно, родителям важно помнить некоторые правила.
1. Важно создать для ребенка специально отведенное и безопасное место для игр. Для маленького ребенка это может быть манеж, для ребенка постарше – уютно обрудованная детская комната или даже просто выделенный и отгороженный детский уголок . Это специально предназначенное для самостоятельных игр место, дает ребенку чувство безопасности и ответственности за «свое» пространство и игрушки. Размеры этого пространства зависят от возраста ребенка и размеров вашей квартиры. Устранить сквозняки и доступ к электрическим приборам, а также к предметам, которые могут причинить боль малышу (дверцы шкафов, комнатные двери и т.д.) – обязанность заботливых родителей.
2. Когда младенцы , оставаясь одни, проявляют беспокойство по поводу отстутствия взрослого рядом, мать может начать «переговариваться» с ребенком из другой комнаты. Пара фраз типа : «Все в порядке, мама рядом, скоро приду» помогут ребенку справиться со своей тревогой и продолжить игру.
3. Трех- четырехлетний ребенок с особым интересом может относиться к своему уголку творчества, который можно вместе с ним украсить и оборудовать. Даже в маленькой квартире у ребенка должно быть «свое» место, которое будет способствовать развитию его креативности, мышления и самостоятельности. Это может быть место, где ребенок чувствует себя самим собой. Здесь он может сосредоточиться на свободной игре, где его никто не контролирует, хотя бы некоторое время. Психологи и психоаналитики в детской психотерапии стремятся создать пространство для свободной игры детей, которая развивает самовыражение ребенка, и часто является очень терапевтичной для малыша. А профессионально направленная взрослым свободная игра снимает детские «зажатости» и страхи, корректирует многие проблемы «трудных» детей.
4. Игры способствуют развитию у ребенка навыка самостоятельно решать простые и сложные проблемы, не прибегая к помощи взрослых. Поддержка взрослыми этих качеств ребенка очень важна при этом.
5. Некоторым детям можно включить спокойную тихую музыку, которая снимет их напряжение, поспособствует возрастанию детской уверенности и инициативы. Музыка может также может дать пищу развитию новых идей в игре.
6. Важно поощрять ребенка к любым проявлениям самостоятельности в игре: отмечать время, проведенное без родителей, хвалить и эмоционально поддерживать малыша.
7. С любовью и пониманием отнеситесь к детской неуверенности в игре, поддерживайте инициативу и креативность вашего крохи.
Если ваш ребенок не хочет играть самостоятельно, то можно аккуратно стимулировать его к этому. Нет нужды постоянно развлекать пятилетнего малыша. Пока он не научился самостоятельно организовать свою игру, можно начать игру вместе с ним, предварительно предупредив его, что потом он продолжит игру сам, а вы займетесь необходимыми делами и оставите его одного. Некоторым детям это может придать уверенности в себе и поможет начать свою игру. Родителям важно играть с ребенком, а не играть вместо него. Важно создать пространство, а не занимать его собой. Для некоторых взрослых это сложно, так как они привыкли лидировать во всех сферах жизни.
В целом не стоит принуждать ребенка к самостоятельной игре. Если вы озабочены тем, что ваш уже подросший ребенок не играет самостоятельно, то можно обратиться к психологам, которые научат его играть и устранят причину его отказа от игры.
Задача родительского воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью. Это происходит постепенно, и навыки самостоятельной игры только могут способствовать взрослению ребенка, а не развитию его одиночества. В этом процессе взрослым следует соблюдать «золотую середину» в приучении ребенка к самостоятельности , принимая во внимание его возраст, учитывая его потребности и желания, тонко чувствуя его настроение, не принуждая ребенка к игре и не лишая его удовольствия играть вместе с родителем.
Парамонова Анжела Анатольевна, психолог –психоаналитик
Источник: http://www.aistenok.ru/postdetail.php?ID=36143
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Девочки, подскажите, как научить ребенка самостоятельно играть? Ну хоть пол-часа!
Проблема в том, что мой сын СОВСЕМ не играет один — ему всегда нужен кто-то рядом. Начал играть — стоит мне выйти из комнаты, сразу бежит за мной и ведет обратно в комнату. И в комнате просто так — сидеть смотреть ТВ или читать — нельзя, надо именно играть с ним.
Советы типа «начните с ним играть и уйдите» — не помогают.
Помогает только один способ — это повысить голос (нормально так повысить голос, обычный тон — не помогает) и сказать, чтобы шел играть самостоятельно. Но меня не устраивает этот способ, прям мать-мегера, какая-то
Ответ на сообщение Milashka-kadr от 19 авг 2011, 15:33
Так в том то и дело, что играю, а не ругаю. С утра до вечера играю — больше ничего не делаю. Вообще ничего! Но иногда надо какие-то дела делать, ту же посуду помыть.
» Дописано позже
Ответ на сообщение Tanechka B от 19 авг 2011, 15:34
У меня даже немного сам не играет — мама нужна рядом и чтобы играла.
Ответ на сообщение kitenfly от 19 авг 2011, 15:44
А у меня сын никогда не играет самостоятельно. Всегда рядом кто-то должен быть. Стоит уйти — ведет обратно и всеми способами заставляет играть.
Если бы это не было проблемой (для меня, в частности, т.к. я ничего сделать в течение дня не могу, за исключением времени его дневного сна)-я бы такую тему не поднимала Я ему даже поесть приготовить (у него отдельный стол, готовлю на один раз) не могу спокойно — каждую минуту бегаю на его зов, или он рядом стоит, вцепившись в мою ногу, руку и пр., что тоже не является безопасным на кухне, не дай бог рука дрогнет, а в ней ложка с горячим бульоном
Elena197701, и это пройдет (с)
мой тоже. если ему скучно, будет меня всячески тянуть с кухни
а подруг у вас нет, с маленькими детками. кого можно было бы в гости зазвать?
наши 2-е отлично играют. сначала просто сидели друг перед другом. потом ползали на перегонки.
теперь вот вдвоем на кроватях скачут и в догонялки играют
а мамы расслабляются
Ответ на сообщение kitenfly от 19 авг 2011, 15:58
Есть подруги с детками, но, видимо, рано еще моему ребенку с др. детками играть — 5 мин. и опять к маме. Если мама не реагирует — начинает всячески привлекать внимание, например, ляжет спиной на маленькую машинку и кричит, что надо его спасать
Ответ на сообщение Moloko от 19 авг 2011, 16:06
Вот и я думаю, что это не пройдет. И второй ребенок не поможет, да и не готова я пока к этому. Но, надеюсь, есть хоть какие-то способы, что бы ну хоть какое-то время ребенок сам мог поиграть.
Ответ на сообщение ФеяЯ от 19 авг 2011, 16:39
Готовить паралельно с мамой не получается — пробовали, все приходит к тому, что мама должна с сыном готовить вместе из его игрушечных продуктов. На «уборку» тоже тратиться секунл 30:(
Elena197701, год и 11.
Варите суп вместе, и свою моркву мойте, и его, и в свой котёл укроп- и ему. и посуду так же мойте, и свою, и его, и он пуская моет.
Мой тоже так вот со мной был. а теперь у него свои пацанские игры с машинками и меня не зовут
мой играет один. бабушка научила. все просто — у нас кухня в 30 метрах от квартиры. и там надо готовить. а ребенок в это время сам играет с игрушками. когда дома я — все! никакого проходу, даже есть не дает. просто потому, что я весь день на работе и он скучает. когда мамы не было (уезжала в деревню), мне сын тоже ничего делать не давал. делали все вместе. вместе мыли посуду (он на табуретке), вместе убирались (ему тряпку для пыли, себе совок и щетку для паласа), вместе готовили (сын мне помогает солить, ну и подъедает все, что приглянется. он очень любит сидеть на «столешнице» и смотреть, как мама готовит, что как кладет. если устает и скучно становится — бегает по коридору с коляской детской. потом уж если совсем ему невмоготу, выключаю все, идем играем, и я набегами бегаю на кухню. машинку в стирку запускаем вместе. разгружаем вместе. только вешаю одна — у нас страшные балконы. на рынок за продуктами естественно вместе, иногда 2 раза в день, потому как ходит строго со мной за руку, а в одной руке много не унесешь.
но при этом он может играть один, если ничего не беспокоит. раздражает его, если начинаю чем-то для себя заниматься (читаю, смотрю телевизор, в комп лезу). и не любит, когда разговариваю по телефону, даже если по работе.
возраст сейчас такой. ему надо все вместе делать.
» Дописано позже
ага! еще очень помогает дать ребенку чем-то заняться на кухне. тесто помесить, смешать муку с пшеном, посолить и т.д. очень мой сын это деол любит. потом помогает выкидывать и отмывать посуду. и стирать испачканные вещи.
но иногда я тоже не выдерживаю и повышаю горос
Ответ на сообщение lalaliu от 20 авг 2011, 00:56
Ой, ну как у меня — сам на пол сядет и по полу ладошкой стучит «иди, садись, играть будем».
Девочки, спасибо! Успокоили, а то уж решила, что я плохая мать
У нас та же история. Стараюсь привлекать его к делам, если недолго, то ему даже нравится. Нам 1 год и 10 месяцев.
Стираю, даю ему вещи таскать в машину стиральную, говорю, на какие кнопки нажимать, чтобы включить машину, он нажимает под моим контролем. Постиралось, выключаю, прошу его вещи оттуда вытаскивать, начинаю развешивать, он бежит мне помогает.. Ну не всегда хорошо получается, иногда на пол уронит, но иногда действительно помогает неплохо.
Заправляю кровать, он тут как тут. Может подушку с кровати переложить, чтобы я могла простынь потрясти, сам тоже любит трясти простынь, но, мне, правда, в данном случае мешает его помощь.
Мою посуду (а кухни у нас ещё пока нет). Поэтому мою посуду в туалете, кладу на ящичек мытую посуду, а он относит на кухню, кладёт к себе на столик для кормления. Только ножи, ну и опасные предметы не даю, конечно. Потом идём с ним на кухню, там вытираем посуду. Он сам порывается вытирать. Но я даю ему «вытереть» только после того, как сама вытру. Если слишком лезет, отправляю его пока открыть ящичек, где лежат ложечки или где тарелки, в последнее время стала доверять небольшие тарелки в ящик складывать. Ну бывает, что и читаю ему одновременно с мытьём посуды. Или вытащу гору грязного белья, он пока в машину загружает, или прошу его выбрать книжку, которую он хотел бы почитать. А читать он у нас любит. Правда, тоже вместе с мамой или папой.
Режу, например, кабачок, шкурки прошу его выбрасывать в пакетик. Специально один пакет для мусора повесили низко, чтобы он мог туда бяки выбрасывать. Порезала, кладу в кучку, рядом ставлю кастрюльку, он туда забрасывает порезанные овощи. Или может мне лук поддать, или картошку..
Мусор тоже со мной бежит выбрасывать, несёт маленький пакетик.
Котейка, ей два года
когда моей было два, я не представляла себе, что она вообще отойдёт от меня на четыре шага. Мне б сейчас эти проблемы
Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:2MeyVVPZOhYJ:http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1562422.html%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk
Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?
Рано или поздно у каждого родителя возникает вопрос: Как научить ребенка играть самостоятельно? Ведь если разобраться, то самостоятельные игры ребенка – это не только лишняя минутка для вас, но и прекрасное поле для развития малыша. Приходит время, когда ребенку нужно научиться самостоятельно играть, при том, родительская задача состоит в том, чтоб помочь малышу сделать игру интересной и увлекательной.
Самостоятельный ребенок
С самого детства ребенок постигает мир с помощью игры. Ведь играя, малыш много двигается, манипулирует с предметами и учится ними владеть. В игре развивается моторика ребенка, а соответственно и увеличивается активность головного мозга. Играя, ребенок получает много положительных эмоций и удовольствия.
В процессе игры у ребенка развивается речь, мышление, воображение, внимательность, смекалка и память. Многие дети в игре с легкостью выучивают алфавит, счет, цвета и геометрические фигуры.
Наблюдая, как играет ваш ребенок, вы можете проанализировать и свое поведение, ведь ребенок подражает взрослым и в игре ведет себя «как мама» или «как папа». У малыша вырабатываются определенные нормы поведения.
Учим ребенка играть самостоятельно
Итак, как можно помочь ребенку играть самостоятельно?
Конечно, если ваш карапуз еще не отметил свой первый день рождения, то ожидать от него самостоятельной игры не стоит. Скорее всего, малыш будет спокойно и уверенно себя чувствовать только рядом с вами, а еще лучше у вас на руках. Поэтому пока вам нужно максимально дарить тепло и любовь своему чаду. В помощь могу предложить слинг. Начиная с полуторагодовалого возраста и дальше, самостоятельная деятельность детей будет все больше иметь место.
В возрасте от года до полутора малыши еще не умеют играть с игрушками, например, складывать кубики или катать машинку. В этом возрасте они активно познают предметы и их свойства. И часто можно услышать от мам, что малыш совсем не интересуется игрушками, его интересует все, что у мамы в руках – поварешки, крышки, кастрюли. Ну и прекрасно! Вы можете спокойно приготовить обед, посадив малыша неподалеку на коврик и дав ему несколько предметов из кухонной утвари. Мы с сыном организовывали, прям барабанную студию, я давала ему несколько кастрюль и ложки. Ох, и барабанил же он. А восторгу и визгу было — полный памперс. Главное выполнять такие «музыкальные» этюды, когда в доме нет папы. Берегите папины нервы и барабанные перепонки!
Также одной из любимых игрушек у нас оказалась – небольшая пластиковая бутылка, в которую я насыпала разноцветных бусин. Уровень шума от нее поменьше, чем от кастрюль, но все-таки высокий. Также можно набрать половину бутылки воды и набросать туда разной формы фольги. Малышу будет интересно манипулировать такой необыкновенной игрушкой.
Приготовьте для малыша «волшебный сундучек» или коробочку, мешочек. В него сложите всякие разные предметы – крышки, маленькие мячики, фольгу, коробочки… И когда вам понадобится занять малыша выдайте ему волшебную коробочку, малышу будет очень интересно доставать и изучать свои «драгоценности». Конечно, велика вероятность потом собирать все эти драгоценности по всей комнате, но это цена за ваши свободные минутки.
С детства разрешайте ребенку участвовать в домашних делах – уборка, стирка, приготовление еды. Тогда вам не придется приучать уже выросшего ребенка к выполнению домашних обязанностей. А для малыша «помогать» вам, одно удовольствие! Когда я мою полы с сыном, то количество времени, потраченное на уборку возрастает в трое, ну и позитива прибавляется столько же.
Иногда подарить вам полчаса свободного времени может случайно приоткрытая дверца шкафа. Работает безотказно практически для каждого ребенка.
Дети с удовольствие играют с новыми игрушками или с позабытыми старыми. Поэтому старайтесь периодически делать ревизию в игрушках и постоянно менять игрушки – одни прячем, вторые выдаем.
Не волнуйтесь, ваш малыш обязательно научится играть самостоятельно. Но ему всегда будет приятно, если вы тоже будете участвовать в их играх. Совместные игры укрепляют взаимопонимание ребенок–родитель. Они полезны в коммуникативном, эмоциональном и развивающем аспекте.
Для многих спасением являются мультики или детские песенки, стишки. Главное фильтруйте, что смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телеэкрана!
Не оставляйте ребенка подолгу одного, периодически задавайте вопросы о его игре, давайте советы, чтоб игра стала еще более интересной и захватывающей. Обязательно хвалите малыша!
Запаситесь терпением. Каждый ребенок индивидуален – характер, свои вкусы и особенности. Как научить ребенка играть самостоятельно – пробуйте, экспериментируйте, применяйте фантазию, учитывайте пожелания и интересы ребенка.
Возможно, не сразу у вас получится развить желание к самостоятельной деятельности у ребенка. Но, если вы будете терпеливы, спокойны и настойчивы в своем желании научить ребенка играть самостоятельно, у вас непременно все получится!
Интересных самостоятельных игр вашему малышу!
Источник: http://kotulskaya.ru/rannee-razvitie-rebenka/samostoyatelnyj-rebenok/
Как научить ребенка играть самостоятельно
Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.
Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.
Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте
Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.
Что требуется от родителей на этом этапе?
Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей
Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых – формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.
Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий
Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.
Не волноваться, если ребенок много играет
У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой – ребенка. Он сделает правильный выбор: большой – мама, маленький – ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.
Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:
- ребенок очень увлечен однообразной игрой;
- действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).
Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3–4 лет
Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).
Появление ролевой игры
Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.
Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.
Развивается сюжетная игра
Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.
Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.
Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом — и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.
Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.
Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет
Следующая ступень в развитии игры – игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам — полный набор требований для успешной учебы.
Источник: http://www.baby.ru/wiki/vospitanie-detej/kak-rebenka-naucit-igrat/
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Предполагаю, что сейчас читательницы sympaty.net, у которых есть дети, разделились на два лагеря. Одни удивились: как это, научить ребенка играть самостоятельно? Неужели есть дети, которых нужно учить играть – своего-то, наоборот, за уши от игрушек не оттащишь!? А вот другие мамы понимают, о чем речь – есть дети, которые совершенно не могут придумать игру с игрушками или по ролям, если взрослый не подскажет сюжет! И начинается нытье: «Ну мааам, поиграем, а. ». Почему так происходит и что делать, если ребенок не научился играть самостоятельно?
А разве это проблема?!
Очень часто мамы, когда чадо в очередной раз начинает тянуть за юбку и ныть: «А во что мы поиграем? Ну придууумай. .», говорят: «Некогда мне придумывать, не хочешь сам играть – вон возьми книжку почитай или сядь порисуй!». Ну или классика – «Давай я тебе мультики включу?».
Родителей понять можно – не всегда есть время и душевные силы придумывать вместе с ребенком сюжетные игры с лихо закрученными сценариями и воплощать их с максимальным актерским мастерством!
Есть же другие занятия, на которые можно отвлечь малыша, причем некоторые из них считаются даже более полезными – например, чтение книжек. Некоторые «неиграющие» дети даже завоевывают уважение взрослых «ранним взрослением»: «О, какой ты серьезный, умный мальчик – другие с машинками возятся, а ты читаешь!».
А что происходит дальше?
Предположим, ребенок действительно может «перешагнуть» этап активных сюжетно-ролевых игр. В принципе, со сверстниками в этом он сравняется очень скоро – дети перестают играть в сюжетные игры с игрушками примерно в 8-10 лет.
Казалось бы, в чем проблема – ну не научился ребенок играть самостоятельно, зато больше времени можно отвести на уроки или подготовку к школе!
Но детские психологи утверждают – проблема есть!
Игры развивают в ребенке те способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, в т.ч. в учебе: фантазию, логику, память, сообразительность, смекалку и т.д. Как правило, такие «недоигравшие» дети хуже справляются с учебными нагрузками, даже если поначалу казалось, что малыш серьезнее и начитаннее, чем ровесники-одноклассники.
Можно ли научить ребенка играть самостоятельно?
Осознав проблему, чаще всего родители начинают решать ее с фанатизмом!
Как только малыш в очередной раз просит с ним поиграть, мама бросает все, идет в детскую и тут начинают разворачиваться такие сценарии, что Спилберг нервно курит в форточку!
Ребенок завороженно наблюдает за «театром одного актера»: и, конечно же, каждый раз, как ему захочется поиграть, он будет звать маму – ведь она говорит голосами десятью персонажей, не путаясь в них, у нее все прыгает, бегает и летает, а сказочные сюжеты рождаются буквально на ровном месте, причем без повторов…
Но есть одно «но»: научить ребенка играть самостоятельно, разыгрывая перед ним такие мини-спектакли, практически невозможно.
Максимум – он запомнит пару-тройку самых ярких сюжетов и будет их кое-как повторять. Понятно, что взрослый человек сыграет ярче и интереснее – но стимул научиться играть самому ребенку это не дает!
Правильнее будет сделать так: папа или мама могут придумать главных героев, завязку и фабулу сюжета, а потом оставить ребенка доигрывать: сказать, например, что отлучится на 10 минут с тем, чтобы малыш потом рассказал все, что произошло в отсутствие родителя.
Ну, к примеру: «Однажды кукла Таня проснулась очень веселой. Рядом с Таниной кроваткой лежала коробка с большим бантом, а на столе стоял торт». Начинайте с простых, очевидных сюжетов – малыш должен догадаться, что у куклы день рождения, а потом попросите его самого придумать, кто пришел к ней в гости, какой подарок был в коробке и т.д.
Если поймете, что с такими заданиями ребенок справляется легко и сюжет начинает исчерпывать себя чересчур быстро – вводите дополнительные условия.
Например: «Но один гость пришел к кукле очень сердитым и без подарка. Кто это был? Почему он был сердит? Куда делся подарок?» и т.д. Дальше, если ребенок осваивает и этот «уровень» игр, можете вообще придумывать совершенную фантастику – «Это инопланетянин Леонард Петрович. Он очень любит морковку, поэтому прилетел на Землю. Что случилось с ним на Земле?» — и т.п.
Обычно дети обожают такие «бестолковые», но смешные сюжеты!
Но не всегда этот метод научить ребенка играть самому срабатывает: малыш выслушивает преамбулу и… не может придумать дальше ничего, игра останавливается! Тогда лучше играть «ступенчато»: разрабатывать сюжет вместе путем уточняющих вопросов – «Почему кукла Таня обрадовалась? Потому что увидела подарок и торт. В какой праздник обычно дарят подарки и пекут торт? День Рождения. Как празднуют День Рождения? Приходят гости» — и далее по сюжету.
Можно использовать альтернативные вопросы: к примеру – «Торт и подарки бывают и на День Рождения, и на Новый год – что праздновала кукла?».
А еще, как ни банально, если хочешь, чтобы ребенок научился играть самостоятельно – ограничивай его в просмотре телевизора и в компьютерных играх!
Собственную детскую фантазию лихо закрученные готовые телесюжеты убивают на корню!
Источник: http://www.sympaty.net/20130630/nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno/
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Предполагаю, что сейчас читательницы sympaty.net, у которых есть дети, разделились на два лагеря. Одни удивились: как это, научить ребенка играть самостоятельно? Неужели есть дети, которых нужно учить играть – своего-то, наоборот, за уши от игрушек не оттащишь!? А вот другие мамы понимают, о чем речь – есть дети, которые совершенно не могут придумать игру с игрушками или по ролям, если взрослый не подскажет сюжет! И начинается нытье: «Ну мааам, поиграем, а. ». Почему так происходит и что делать, если ребенок не научился играть самостоятельно?
А разве это проблема?!
Очень часто мамы, когда чадо в очередной раз начинает тянуть за юбку и ныть: «А во что мы поиграем? Ну придууумай. .», говорят: «Некогда мне придумывать, не хочешь сам играть – вон возьми книжку почитай или сядь порисуй!». Ну или классика – «Давай я тебе мультики включу?».
Родителей понять можно – не всегда есть время и душевные силы придумывать вместе с ребенком сюжетные игры с лихо закрученными сценариями и воплощать их с максимальным актерским мастерством!
Есть же другие занятия, на которые можно отвлечь малыша, причем некоторые из них считаются даже более полезными – например, чтение книжек. Некоторые «неиграющие» дети даже завоевывают уважение взрослых «ранним взрослением»: «О, какой ты серьезный, умный мальчик – другие с машинками возятся, а ты читаешь!».
А что происходит дальше?
Предположим, ребенок действительно может «перешагнуть» этап активных сюжетно-ролевых игр. В принципе, со сверстниками в этом он сравняется очень скоро – дети перестают играть в сюжетные игры с игрушками примерно в 8-10 лет.
Казалось бы, в чем проблема – ну не научился ребенок играть самостоятельно, зато больше времени можно отвести на уроки или подготовку к школе!
Но детские психологи утверждают – проблема есть!
Игры развивают в ребенке те способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, в т.ч. в учебе: фантазию, логику, память, сообразительность, смекалку и т.д. Как правило, такие «недоигравшие» дети хуже справляются с учебными нагрузками, даже если поначалу казалось, что малыш серьезнее и начитаннее, чем ровесники-одноклассники.
Можно ли научить ребенка играть самостоятельно?
Осознав проблему, чаще всего родители начинают решать ее с фанатизмом!
Как только малыш в очередной раз просит с ним поиграть, мама бросает все, идет в детскую и тут начинают разворачиваться такие сценарии, что Спилберг нервно курит в форточку!
Ребенок завороженно наблюдает за «театром одного актера»: и, конечно же, каждый раз, как ему захочется поиграть, он будет звать маму – ведь она говорит голосами десятью персонажей, не путаясь в них, у нее все прыгает, бегает и летает, а сказочные сюжеты рождаются буквально на ровном месте, причем без повторов…
Но есть одно «но»: научить ребенка играть самостоятельно, разыгрывая перед ним такие мини-спектакли, практически невозможно.
Максимум – он запомнит пару-тройку самых ярких сюжетов и будет их кое-как повторять. Понятно, что взрослый человек сыграет ярче и интереснее – но стимул научиться играть самому ребенку это не дает!
Правильнее будет сделать так: папа или мама могут придумать главных героев, завязку и фабулу сюжета, а потом оставить ребенка доигрывать: сказать, например, что отлучится на 10 минут с тем, чтобы малыш потом рассказал все, что произошло в отсутствие родителя.
Ну, к примеру: «Однажды кукла Таня проснулась очень веселой. Рядом с Таниной кроваткой лежала коробка с большим бантом, а на столе стоял торт». Начинайте с простых, очевидных сюжетов – малыш должен догадаться, что у куклы день рождения, а потом попросите его самого придумать, кто пришел к ней в гости, какой подарок был в коробке и т.д.
Если поймете, что с такими заданиями ребенок справляется легко и сюжет начинает исчерпывать себя чересчур быстро – вводите дополнительные условия.
Например: «Но один гость пришел к кукле очень сердитым и без подарка. Кто это был? Почему он был сердит? Куда делся подарок?» и т.д. Дальше, если ребенок осваивает и этот «уровень» игр, можете вообще придумывать совершенную фантастику – «Это инопланетянин Леонард Петрович. Он очень любит морковку, поэтому прилетел на Землю. Что случилось с ним на Земле?» — и т.п.
Обычно дети обожают такие «бестолковые», но смешные сюжеты!
Но не всегда этот метод научить ребенка играть самому срабатывает: малыш выслушивает преамбулу и… не может придумать дальше ничего, игра останавливается! Тогда лучше играть «ступенчато»: разрабатывать сюжет вместе путем уточняющих вопросов – «Почему кукла Таня обрадовалась? Потому что увидела подарок и торт. В какой праздник обычно дарят подарки и пекут торт? День Рождения. Как празднуют День Рождения? Приходят гости» — и далее по сюжету.
Можно использовать альтернативные вопросы: к примеру – «Торт и подарки бывают и на День Рождения, и на Новый год – что праздновала кукла?».
А еще, как ни банально, если хочешь, чтобы ребенок научился играть самостоятельно – ограничивай его в просмотре телевизора и в компьютерных играх!
Собственную детскую фантазию лихо закрученные готовые телесюжеты убивают на корню!
Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:aCyxA18-GN4J:http://www.sympaty.net/20130630/nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno/%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Журнал « Аистенок» 2005, №3
«Я ИГРАЮ САМ».
«Растем играя : от 0 до 5».
Как приучить ребенка играть одному.
Мечта любой мамы : ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.
Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями и самими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли он вообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересует родителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.
По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи и психоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игру даже самого маленького ребенка можно определить уровень его познавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи, внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можно определить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение, переключать внимание и многое другое.
В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.
1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни в среду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовь и ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нет потребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторые манипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые он совершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальца или кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которую дала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть – хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею, пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы, а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельность на первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежные взаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этим миром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им в этом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимо для его психического развития, оставаться одному, на несколько минут – от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимо побыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже может удерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некоторое время посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которые можно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когда ребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постоянно находиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена (игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый может оставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуально подходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем, хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всеми присущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или просто голоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно очень постепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, не утомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного в комнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это может развить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» за взрослых.
На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, и он уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно уже сидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят. Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развития различных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомыми людьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме эти страхи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остваться одни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычной для ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, если ребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок в этом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношения любви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести в свою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку. Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми. Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные» личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизни материнской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт при долгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малыши выражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживают чувство времени. То, что для взрослого может означать «несколько минут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекать только дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносят отсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом не звать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы таких детей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, а выражаются позже, примерно к двум — трем годам. Внимательные матери могут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются при поступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое «спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать в одиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций. Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так как развитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый год жизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезных психических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить то время, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.
2. У младенцев второго года жизни – больше развита моторика- ходьба, двигательные навыки , ярче интерес к жизни и самостоятельности. Многие матери ощущают этот возраст как не самый легкий в развитии ребенка. Малыш всем интересуется, он активно стремится познавать жизнь и не всегда принимает ограничения со стороны взрослых. Безопасность ребенка здесь важнее всего. Время, которое ребенок этого возраста может оставаться сам с собой без присутствия взрослых уже может варьироваться от 15 до 20 минут. В песочнице он можеть быть занят игрой с другими детьми и более длительное время, изредка оборачиваясь и проверяя, где его мама. В этом возрасте ребенок учится регулировать свою агрессию, активно ее выражает. Многие родители чувствуют, что их маленький крошка изменился, стал строптивым. Для многих матерей это является поистине испытанием.
Матери важно помнить, что развитию самостоятельности ребенка способствует то факт, когда она внутренне может «отпустить» своего ребенка. Тревожная мать, которая не оставляет ребенка одного даже на незначительное время , не способствует его развитию, а тормозит его.
3. Ребенок третьего года жизни уже знает много слов, общается со взрослыми, активно манипулирует предметами. Развивается его мышление и речь, навыки по уходу за собой и т.д. Такой ребенок уже активно стремится к самостоятельности, развивается его интерес к настольным играм и первые навыки ролевой игры. В ролевые игры ребенок, возможно, еще не может играть сам, и его нужно учить этому — показывать ему приемы игры и самим играть со своим ребенком. Многие родители также обнаруживают сложности в способности «просто играть». Они пускаются в пространные объяснения, а ребенку интересна сама игра. В настольные игры ребенок третьего года жизни уже может играть до получаса самостоятельно. Только состояние нездоровья может вернуть его на некоторое время в состояние цепляния за мать. Нормой этого возраста является умение на некоторое время оставаться одному (при условии нахождения матери неподалеку). Здесь родители могут активно поощрять самостоятельные занятия ребенка, хвалить его за это, дарить ему маленькие сувениры за то, что он смог дождаться маму и некоторое время побыть один.
4. Ребенок четвертого года жизни уже значительно самостоятельнее трехлетнего малыша. Он уже умеет занять себя игрой и остаться один более продолжительное время, даже когда мать занята своми делами или из дома. В детском саду такие дети спокойны и принимают игру сверстников. Как правило , это активные подвижные игры, настольные игры, элементы игр с правилами и постепенно развивающиеся ролевые игры.
5. Дети пятого года жизни часто и подолгу могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. В это время напрасно просить их зайти домой покушать, они скорее предпочтут перекусить что-то прямо на улице, не прерывая игру. Обычно это ролевые игры и игры, где дети сами устанавливают правила, и подвижные игры. Они настойчиво отстаивают правильность или неправильность действий того или иного игрока, вводят штрафы за неиспонение правил и т.д. В этом возрасте дети упоительно играют. Настольные самостоятельные игры детей родителям важно стимулировать в вечернее время, так как они способствуют снятию напряжения, накопленного за целый день и постепенной подготовке ко сну.
Чтобы начить своего ребенка играть самостоятельно, родителям важно помнить некоторые правила.
1. Важно создать для ребенка специально отведенное и безопасное место для игр. Для маленького ребенка это может быть манеж, для ребенка постарше – уютно обрудованная детская комната или даже просто выделенный и отгороженный детский уголок . Это специально предназначенное для самостоятельных игр место, дает ребенку чувство безопасности и ответственности за «свое» пространство и игрушки. Размеры этого пространства зависят от возраста ребенка и размеров вашей квартиры. Устранить сквозняки и доступ к электрическим приборам, а также к предметам, которые могут причинить боль малышу (дверцы шкафов, комнатные двери и т.д.) – обязанность заботливых родителей.
2. Когда младенцы , оставаясь одни, проявляют беспокойство по поводу отстутствия взрослого рядом, мать может начать «переговариваться» с ребенком из другой комнаты. Пара фраз типа : «Все в порядке, мама рядом, скоро приду» помогут ребенку справиться со своей тревогой и продолжить игру.
3. Трех- четырехлетний ребенок с особым интересом может относиться к своему уголку творчества, который можно вместе с ним украсить и оборудовать. Даже в маленькой квартире у ребенка должно быть «свое» место, которое будет способствовать развитию его креативности, мышления и самостоятельности. Это может быть место, где ребенок чувствует себя самим собой. Здесь он может сосредоточиться на свободной игре, где его никто не контролирует, хотя бы некоторое время. Психологи и психоаналитики в детской психотерапии стремятся создать пространство для свободной игры детей, которая развивает самовыражение ребенка, и часто является очень терапевтичной для малыша. А профессионально направленная взрослым свободная игра снимает детские «зажатости» и страхи, корректирует многие проблемы «трудных» детей.
4. Игры способствуют развитию у ребенка навыка самостоятельно решать простые и сложные проблемы, не прибегая к помощи взрослых. Поддержка взрослыми этих качеств ребенка очень важна при этом.
5. Некоторым детям можно включить спокойную тихую музыку, которая снимет их напряжение, поспособствует возрастанию детской уверенности и инициативы. Музыка может также может дать пищу развитию новых идей в игре.
6. Важно поощрять ребенка к любым проявлениям самостоятельности в игре: отмечать время, проведенное без родителей, хвалить и эмоционально поддерживать малыша.
7. С любовью и пониманием отнеситесь к детской неуверенности в игре, поддерживайте инициативу и креативность вашего крохи.
Если ваш ребенок не хочет играть самостоятельно, то можно аккуратно стимулировать его к этому. Нет нужды постоянно развлекать пятилетнего малыша. Пока он не научился самостоятельно организовать свою игру, можно начать игру вместе с ним, предварительно предупредив его, что потом он продолжит игру сам, а вы займетесь необходимыми делами и оставите его одного. Некоторым детям это может придать уверенности в себе и поможет начать свою игру. Родителям важно играть с ребенком, а не играть вместо него. Важно создать пространство, а не занимать его собой. Для некоторых взрослых это сложно, так как они привыкли лидировать во всех сферах жизни.
В целом не стоит принуждать ребенка к самостоятельной игре. Если вы озабочены тем, что ваш уже подросший ребенок не играет самостоятельно, то можно обратиться к психологам, которые научат его играть и устранят причину его отказа от игры.
Задача родительского воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью. Это происходит постепенно, и навыки самостоятельной игры только могут способствовать взрослению ребенка, а не развитию его одиночества. В этом процессе взрослым следует соблюдать «золотую середину» в приучении ребенка к самостоятельности , принимая во внимание его возраст, учитывая его потребности и желания, тонко чувствуя его настроение, не принуждая ребенка к игре и не лишая его удовольствия играть вместе с родителем.
Парамонова Анжела Анатольевна, психолог –психоаналитик
Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:PBPbGkSOviUJ:http://www.aistenok.ru/postdetail.php?ID%3D36143%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk
Как научить ребенка играть самостоятельно
Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.
Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.
Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте
Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.
Что требуется от родителей на этом этапе?
Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей
Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых – формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.
Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий
Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.
Не волноваться, если ребенок много играет
У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой – ребенка. Он сделает правильный выбор: большой – мама, маленький – ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.
Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:
- ребенок очень увлечен однообразной игрой;
- действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).
Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3–4 лет
Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).
Появление ролевой игры
Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.
Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.
Развивается сюжетная игра
Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.
Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.
Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом — и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.
Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.
Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет
Следующая ступень в развитии игры – игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам — полный набор требований для успешной учебы.
Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:U8iAxLkpagMJ:http://www.baby.ru/wiki/vospitanie-detej/kak-rebenka-naucit-igrat/%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk
Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?
Рано или поздно у каждого родителя возникает вопрос: Как научить ребенка играть самостоятельно? Ведь если разобраться, то самостоятельные игры ребенка – это не только лишняя минутка для вас, но и прекрасное поле для развития малыша. Приходит время, когда ребенку нужно научиться самостоятельно играть, при том, родительская задача состоит в том, чтоб помочь малышу сделать игру интересной и увлекательной.
Самостоятельный ребенок
С самого детства ребенок постигает мир с помощью игры. Ведь играя, малыш много двигается, манипулирует с предметами и учится ними владеть. В игре развивается моторика ребенка, а соответственно и увеличивается активность головного мозга. Играя, ребенок получает много положительных эмоций и удовольствия.
В процессе игры у ребенка развивается речь, мышление, воображение, внимательность, смекалка и память. Многие дети в игре с легкостью выучивают алфавит, счет, цвета и геометрические фигуры.
Наблюдая, как играет ваш ребенок, вы можете проанализировать и свое поведение, ведь ребенок подражает взрослым и в игре ведет себя «как мама» или «как папа». У малыша вырабатываются определенные нормы поведения.
Учим ребенка играть самостоятельно
Итак, как можно помочь ребенку играть самостоятельно?
Конечно, если ваш карапуз еще не отметил свой первый день рождения, то ожидать от него самостоятельной игры не стоит. Скорее всего, малыш будет спокойно и уверенно себя чувствовать только рядом с вами, а еще лучше у вас на руках. Поэтому пока вам нужно максимально дарить тепло и любовь своему чаду. В помощь могу предложить слинг. Начиная с полуторагодовалого возраста и дальше, самостоятельная деятельность детей будет все больше иметь место.
В возрасте от года до полутора малыши еще не умеют играть с игрушками, например, складывать кубики или катать машинку. В этом возрасте они активно познают предметы и их свойства. И часто можно услышать от мам, что малыш совсем не интересуется игрушками, его интересует все, что у мамы в руках – поварешки, крышки, кастрюли. Ну и прекрасно! Вы можете спокойно приготовить обед, посадив малыша неподалеку на коврик и дав ему несколько предметов из кухонной утвари. Мы с сыном организовывали, прям барабанную студию, я давала ему несколько кастрюль и ложки. Ох, и барабанил же он. А восторгу и визгу было — полный памперс. Главное выполнять такие «музыкальные» этюды, когда в доме нет папы. Берегите папины нервы и барабанные перепонки!
Также одной из любимых игрушек у нас оказалась – небольшая пластиковая бутылка, в которую я насыпала разноцветных бусин. Уровень шума от нее поменьше, чем от кастрюль, но все-таки высокий. Также можно набрать половину бутылки воды и набросать туда разной формы фольги. Малышу будет интересно манипулировать такой необыкновенной игрушкой.
Приготовьте для малыша «волшебный сундучек» или коробочку, мешочек. В него сложите всякие разные предметы – крышки, маленькие мячики, фольгу, коробочки… И когда вам понадобится занять малыша выдайте ему волшебную коробочку, малышу будет очень интересно доставать и изучать свои «драгоценности». Конечно, велика вероятность потом собирать все эти драгоценности по всей комнате, но это цена за ваши свободные минутки.
С детства разрешайте ребенку участвовать в домашних делах – уборка, стирка, приготовление еды. Тогда вам не придется приучать уже выросшего ребенка к выполнению домашних обязанностей. А для малыша «помогать» вам, одно удовольствие! Когда я мою полы с сыном, то количество времени, потраченное на уборку возрастает в трое, ну и позитива прибавляется столько же.
Иногда подарить вам полчаса свободного времени может случайно приоткрытая дверца шкафа. Работает безотказно практически для каждого ребенка.
Дети с удовольствие играют с новыми игрушками или с позабытыми старыми. Поэтому старайтесь периодически делать ревизию в игрушках и постоянно менять игрушки – одни прячем, вторые выдаем.
Не волнуйтесь, ваш малыш обязательно научится играть самостоятельно. Но ему всегда будет приятно, если вы тоже будете участвовать в их играх. Совместные игры укрепляют взаимопонимание ребенок–родитель. Они полезны в коммуникативном, эмоциональном и развивающем аспекте.
Для многих спасением являются мультики или детские песенки, стишки. Главное фильтруйте, что смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телеэкрана!
Не оставляйте ребенка подолгу одного, периодически задавайте вопросы о его игре, давайте советы, чтоб игра стала еще более интересной и захватывающей. Обязательно хвалите малыша!
Запаситесь терпением. Каждый ребенок индивидуален – характер, свои вкусы и особенности. Как научить ребенка играть самостоятельно – пробуйте, экспериментируйте, применяйте фантазию, учитывайте пожелания и интересы ребенка.
Возможно, не сразу у вас получится развить желание к самостоятельной деятельности у ребенка. Но, если вы будете терпеливы, спокойны и настойчивы в своем желании научить ребенка играть самостоятельно, у вас непременно все получится!
Интересных самостоятельных игр вашему малышу!
Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:KtBCil8zdd8J:http://kotulskaya.ru/rannee-razvitie-rebenka/samostoyatelnyj-rebenok/%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk
Как научить ребенка играть самостоятельно. 8 правил для родителей
Конечно, все родители хотят, чтобы ребенок умел и мог играть один хотя бы те 20-30 минут, когда вам срочно надо закончить свои дела или отдохнуть. Эти несколько советов помогут вам научить малыша играть одному.
- Подбирайте игрушки соответственно возрасту и развитию ребенка. Для маленьких деток это в первую очередь кубики, мячики, качельки, пирамидки, матрешка, машинки, коляска, детская посуда и мебель, куклы и т.п. Важно, чтобы игрушки были яркими, чистыми и качественными.
- Показывайте ребенку, что можно делать и как играть с игрушкой. Хотя мы и учим малыша играть самостоятельно, для начала ему надо показать, как это делать, поскольку ребенок еще этого не знает. Со временем он начнет переносить увиденные способы манипуляции с предметами на свою игру.
- Привлекайте ребенка к работе по дому. Чтобы малыш быстрее научился “заигрывать” себя самостоятельно, вам следует разнообразить его впечатления. Для этого привлекайте его к помощи вам по хозяйству. Полить цветы, вытереть пыль, сложить одежду и пр. Эти действия ребенок тоже со временем начнет переносить в игру.
- Создавайте игровые ситуации. Усложняйте игровые сюжеты постепенно, добавляя условия, предлагая различные события. Все эти “усложнения” берите из реальной жизни. Кукла испачкалась – ее надо помыть; мишка проголодался покормить; машинка поломалась, закончился бензин и т.п.
- Разрешайте ребенку играть так, как ему захочется. Да, правила должны быть (к примеру не ломать игрушки, не выбрасывать и пр.), но их нельзя делать много, иначе ребенок вообще потеряет интерес к игре.
- Хвалите и поощряйте за самостоятельную игру. “Мне так понравилось, как ты играл с этими машинками!” “Вот это ты постаралась, выполняя рисунок!”
- Выключите мультики, планшет, телефон, телевизор. Эти гаджеты хоть и займут малыша надолго, но научить его самостоятельно играть аж никак не помогут.
- Поверьте, если вы правильно организуете среду и свое поведение на пути воспитания самостоятельности в игре, то хорошее настроение, положительные эмоции, любовь к игре и игрушкам вам и вашему ребенку обеспечены!
Источник: http://ihappymama.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno-8-pravil-dlya-roditelej/